В центре повествования — жизнь семьи Морозовых, двух братьев и двух сестер: Алексея, Степана, Алены и Варвары, между которыми складываются непростые взаимоотношения. Всех Морозовых пропустит через мясорубку Великая Отечественная война, всем им предстоит узнать, что такое настоящая, сметающая все преграды любовь, что такое безутешное горе и что такое долгожданное счастье.
История «Отчего берега» была придумана и написана режиссером и сценаристкой Миленой Фадеевой, бывшей тележурналистки, работающей на ведущих каналах страны. Дебютный фильм Фадеевой «Привет, Киндер!», снятый по заказу Первого канала получил несколько призов на отечественных кинофестивалях.
«Отчий берег» для меня проект особенный. Во-первых, я не знаю, откуда ко мне пришла идея, сам сюжет этого кино. Просто однажды утром я проснулась и села писать сценарий. Я ничего не придумывала, герои откуда-то сверху спустились на мои страницы и стали жить», — поделилась на своем сайте режиссер и автор сценария Милена Фадеева.
В главных ролях телепроекта снялись Алексей Кравченко и Светлана Колпакова, сыгравшие супругов Морозовых, а их детей — Юрий Борисов, Арина Жаркова, Максим Керин и Алина Ланина. По словам режиссера — главных героев она нашла довольно быстро.
«На мой взгляд, в фильме очень яркие, я бы сказала, мощные актерские работы. Мне удалось собрать команду единомышленников. В съемочной группе у меня не было случайных людей, все были заряжены моей идеей, все отдавали душу этому кино. И я бесконечно благодарна всем, кто трудился над созданием «Отчего берега», — рассказала Милена Фадеева.
Насколько режиссеру удалось передать уральский колорит картины, зрители могут оценить самостоятельно. На сегодняшний момент становится ясно, что в новом сезоне Первый канал делает ставку на картинах с уклоном в историю. Ход тривиальный и не факт, что удачный, учитывая, что рейтинги на соседней кнопке, где начался второй сезон телепроекта об разбитной маникюрше, взлетели до небес. Отказавшись от популяризации молодежного кино, Первый, кажется, окончательно потерял этот сегмент аудитории.
Создатели картины не скрывают, что вдохновение пришло к ним после просмотра советской картины «Вечный зов», давно ставшей классическим и эталонным произведением кинематографа той эпохи, однако в фильме есть отсылки и к другим шедевральным фильмам, и сравнение идет не в пользу «Отчего берега».
Внимательный зритель, в трейлере к «Отчему берегу» может увидеть сцену прощания перед отправкой на фронт, полностью повторяющую душераздирающий эпизод великой картины Сергея Бондарчука «Судьба человека» и даже ее дословный текст.
«Не увидимся мы с тобой на этом свете!», — кричат героини обеих картин. И если у Бондарчука вопль расставания русской женщины с мужем пробирает до самых костей, страдания героев картины Фадеевой кажутся вторичными и искусственными, как пластиковые цветы. На что был сделан расчет, непонятно, видимо на незнание зрителями классических фильмов, часто демонстрируемых по ностальгическим телеканалам.
И если говорить о классике, не следует упускать момент актерской игры. Рассматривая в качестве примера, скажем фильм Меньшова «Любовь и голуби» все помнят, как старательно «агакал» киношный Василий и «чокала» Надюха, ни разу не сбившись. Главные герои «Отчего берега» выразительно окают, что характерно, кстати, скорее, для жителей Вологодской области. При этом их дети и соседи никакого яркого выговора не имеют, и это еще один минус.
«Погружение» в деревенский быт для людей, никогда в этом быту не живших, в кино всегда смотрится нелепо, и потому провинциальных оканий недостаточно. Зрителю придется решать самостоятельно: нравится ли ему новая семейная сага или же в ней хороша только природа, и выбор, кажется очевиден.