Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Стругацкие: между Богом и Сталкером

20.11.2012 10:41 Рецензии

"Из всех возможных решений выбирай самое доброе. Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и уж, конечно, не самое эффектное – самое доброе!"

Почему именно доброе? Что считать добром, а что – нет? И кому доступна такая роскошь – принимать только самые добрые решения? Цитата из романа Аркадия и Бориса Стругацких "Волны гасят ветер" заставляет думать. Вот уже на протяжении 50-ти лет произведения советских фантастов будят человеческую мысль. Именно им удалось самые сложные, самые глубокие идеи выразить в самой интересной форме – фантастической.


Среди странных и чужих миров, среди инопланетян и сверхлюдей герои книг Стругацких пытались понять, как поступить правильно, что вообще считать правильным. В фантазии братьев возник почти идеальный мир – Мир Полудня. Последний роман о нем так и не был дописан из-за смерти Аркадия Стругацкого. А вчера умер Борис Стругацкий.

Они оставили читателям целый литературный космос – целый ворох мыслей и идей, образов и метафор. Ищи и выбирай то, что тебе нужно. Кинорежиссеры так и поступают. Стругацких пытались и пытаются переносить на экран – на сегодняшний день снято больше десятка фильмов.


В одном из интервью Борис Натанович назвал самой лучшей экранизацией "по Стругацким" первую серию "Обитаемого острова", снятого Федором Бондарчуком, а самым лучшим фильмом "по мотивам" - "Сталкера" Андрея Тарковского.


Литературная основа "Сталкера" - роман "Пикник на обочине" - очень отличается от фильма. Здесь другой сюжет, другие персонажи, отсутствие фантастики. А общее – это Зона – измененное кем-то, ИНОЕ пространство, живущее по своим законам и Сталкер – некий проводник, способный ориентироваться в этом пространстве. Трактовать эту метафору можно по-разному.

А ведь фильм стал таким именно благодаря братьям Стругацким. По просьбе Тарковского они переписывали сценарий 9 раз! Тарковский требовал ДРУГОГО главного героя. "Это был час отчаяния, - писали Стругацкие в воспоминаниях. – День отчаяния. Два дня отчаяния. На третий день мы придумали Сталкера-юродивого. Тарковский остался доволен, фильм был переснят". Так непросто рождался этот фильм – странный, безумно медленный, особенно для современного зрителя – причудливые мрачноватые картины, полные символов и неспеша переплывающие одна в другую, будто впереди у этого мира – вечность…

 

А спустя почти 30 лет Бондарчук снял "Обитаемый остров". И получился он ярким, шумным, подвижным, местами – загадочным, полным энергии юности, если не сказать – детства, когда эстетические вкусы еще не сформированы и нравится все яркое, разноцветное и веселое. У Стругацких в финале Максим и Странник спорят без рукоприкладства, у Бондарчука – только удивляешься, что друг друга не убили.

 

Первый фильм "Обитаемый остров" Борис Стругацкий хвалил – за "точный, бережный сценарий" и "отличного главного героя". И спорить с ним я точно не собираюсь.


Вернемся к советским фильмам по Стругацким. Среди них - и новогодняя музыкальная сказка "Чародеи" Константина Бромберга - практически до неузнаваемости преображенная повесть "Понедельник начинается в субботу", и полудетективный, полуфантастический фильм "Отель "У погибшего альпиниста" - история о выборе между долгом и совестью. А также философская картина Александра Сокурова "Дни затмения", снятая по мотивам повести Стругацких "За миллиард лет до конца света". И здесь можно заметить, что Бондарчуку не первому пришла в голову идея приглашать на роль главного героя весьма и весьма симпатичного парня. Сокуров его опередил.

Герой фильма "Дни затмения" – детский врач Дмитрий Малянов – живет и работает в крошечном туркменском городке. Он чисто внешне отличается от местных жителей, выглядит пришельцем извне. А пересказывать дальше – все равно, что пытаться пересказать "Сталкера". Все происходит на уровне ощущений. Повесть Стругацких – определеннее, там люди сталкиваются с силой, в миллиарды раз превышающей их собственные возможности. И перед ними встает вопрос – подчиняться этой силе или противостоять ей. И возможно ли вообще такое противостояние?


Повесть "Гадкие лебеди" была перенесена режиссером Константином Лопушанским на экран относительно недавно – в 2006-м. Лопушанский снимал фильм об "интеллекте и антиинтеллекте". Здесь мир высокоразвитых детей и их наставников (мутантов-мокрецов) оказывается разрушенным миром взрослых людей. Или опасность была вполне реальной, или идея об опасности возникла в слаборазвитых, "антиинтеллектуальных", по Лопушанскому, головах?..

Между тем, у Стругацких поле боя осталось за мутантами-людьми, измененными неким вирусом – они забрали себе и детей, и город. А писатель Банев прыгал от радости, когда понял, что мутантом ему не стать, что он останется обычным человеком и будет продолжать пить, драться и любить. В общем, и здесь есть над чем подумать.

Много раз откладывался выход фильма Алексея Германа "История арканарской резни" по роману Стругацких "Трудно быть богом". Дона Румату исполнил Леонид Ярмольник. Герман потратил на съемки картины около 10-ти лет и работа еще не завершена.

Непростые задачи ставит перед режиссерами проза братьев Стругацких – настоящая литература. Сложная, но увлекательная, многоуровневая, а потому интересная и подростку и сформировавшемуся взрослому человеку.


Трудно ставить Стругацких, трудно говорить о них. Ведь они и сами успели уже все сказать...

 

Другие статьи автора:
20.10.2013 Практическая магия на все случаи жизни
27.09.2013 Страсти Дон Жуана: все мужчины смотрят порно
19.09.2013 Джобс: ЛСД меняет мир
31.08.2013 Во всем виноваты плохие училки
25.08.2013 Ангелы есть. Это догма
27.07.2013 "Однажды в сказке": переполох в пряничном домике

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 17711 | комментариев:15

Комментарии
 

S1V1: 20.11.2012 16:51

пусть земля им будет пухом.

 

bairad: 20.11.2012 17:08

Брэдбэри, Стругацкий - так уходит XX век...

 

nemo555: 20.11.2012 17:36

...........

 

justice_1: 20.11.2012 19:29

Цитата(bairad @ 20.11.2012, 16:08)
Брэдбэри, Стругацкий - так уходит XX век...

А они ли один? Маккефри, Кларк, например? Да их куча просто, и все - великие!

 

Alkain: 20.11.2012 20:02

Я очень рад и горд за себя, что читал их книги. То, что они оставили после себя, эти вещи надо ценить... но оценит их не каждый.

 

bairad: 20.11.2012 21:17

Цитата(justice_1 @ 20.11.2012, 18:29)
Цитата(bairad @ 20.11.2012, 16:08)
Брэдбэри, Стругацкий - так уходит XX век...

А они ли один? Маккефри, Кларк, например? Да их куча просто, и все - великие!

"О дивный новый мир"

 

mazai2009: 21.11.2012 00:42

с детства мои самые любимые писатели!
"в окружении нереального фантастического мира, наиболее ярко проявляется человеческая сущность" - в этом их "фишка".

 

maksimkaxxl: 21.11.2012 18:07

Экранизация Бандарчука ЭПИК ФЕЙЛ.До сих по под впечатлением от розового танка с фанерным люком.А книга да хорошая для детей и взрослых.

 

Сергей Прохоров: 21.11.2012 18:32

Цитата(maksimkaxxl @ 21.11.2012, 17:07)
Экранизация Бандарчука ЭПИК ФЕЙЛ.До сих по под впечатлением от розового танка с фанерным люком.А книга да хорошая для детей и взрослых.

розовый танк - детали.. главное - суть!

 

Sergz: 21.11.2012 18:57

Цитата(Сергей Прохоров @ 21.11.2012, 17:32)
Цитата(maksimkaxxl @ 21.11.2012, 17:07)
Экранизация Бандарчука ЭПИК ФЕЙЛ.До сих по под впечатлением от розового танка с фанерным люком.А книга да хорошая для детей и взрослых.

розовый танк - детали.. главное - суть!

полностью согласен что Эпик фейл, да еще какой, 1 серия еще туда сюда, а во второй книгой и не пахнет. Точно вся суть в розовом танке!

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»