А люди - станут роботами. Потому что роботы лучше людей. И лучше разбираются в людях. По крайней мере, так думают некоторые известные ученые. И конечно писатели-фантасты.
"Моя история похожа на твою, только интересней, потому что главный герой — робот", - сказал в далеком будущем андроид-мизантроп Бендер Родригес.
В моей истории главным героем тоже будет робот, точнее – много роботов, придуманных писателями-фантастами и снятых режиссерами. Откуда такой интерес к вымышленным андроидам? Зачем нужны ходячие жестянки типа Бендера из "Футурамы", чокнутые репликанты-киборги из "Бегущего по лезвию" или улыбающийся Электроник? Посмотрим.
Более человек, чем сам человек
В 1981 году Ридли Скотт снял фильм, похожий на сон, на вязкий тягучий кошмар. Его "Бегущий по лезвию" затрагивает вопросы, о которых, бывает, и подумать страшно.
В мрачном мире будущего ученые создали неких сверхлюдей. Репликанты – продукты генной инженерии и еще черт знает каких невероятных технологий. Они умнее, сильнее людей, Ницше цитируют, могут даже что-то чувствовать. Но вот загвоздка – срок годности у них ограничен. Жить хочется – а нельзя, невозможно. Неудивительно, что ребята слегка свихнулись и ведут себя несколько экспрессивно и опасно. Как люди. А вообще, весьма по-человечески – дать жизнь, а потом удивляться, что эта жизнь ведет себя не по правилами и способна на самостоятельные поступки.
С другой стороны, в фильме вроде бы человек – Рик Декард в исполнении Харрисона Форда – крушит вышедших из-под контроля репликантов направо и налево. Пока не начинает сомневаться – а сам-то он кто? Ни друзей, ни семьи, только старые фотокарточки родителей и воспоминания, которые ученые успешно подделывают. Вот так живи и мучайся вопросом – человек ты или не совсем. Где тогда вообще человек, если даже самое дорогое можно искусственно создать. И главное – куда запропастились эти самые создатели и не пора ли им ответить за свои поступки?
Ридли Скотт, конечно же, оставляет все вопросы открытыми. И продолжает думать над всей этой историей в фильме "Прометей".
И не он один. Вопрос ребром поставили также японские аниматоры во главе с режиссером Осии Мамору в легендарном фильме "Призрак в доспехах". Берем человеческий мозг, совершенствуем, заключаем его в оболочку, помещаем в искусственное тело и получаем симпатичную Мотоко Кусанаги, киборга. Так ли сильно вся эта конструкция отличается от конструкции самого человека? Да, в общем, не очень. А сомневающимся посоветую навести справки о том, как работает человеческий мозг.
Цитата:
Кто знает, что у нас в головах? А ты когда-нибудь свой мозг изнутри видел?
Что такое человек, когда границ между машиной и живым существом практически нет? Где тогда, в какой части тела прячется душа-призрак? И можно ли здесь обойтись вообще без тела?
"Призрак в доспехах" - это размышление о сущности человека, картина, сочетающая созерцательность и динамику. А человек, конечно, имеет свободу выбора. Если даже программа, так называемый Кукловод, смогла сгенерировать что-то похожее на душу, смогла освободиться от "создателей", проявить свою волю, поставить цель и ее добиться, то, может, и у человека получится?
Три закона роботехники
Писатель-фантаст Айзек Азимов придумал совершенно удивительных роботов. Никаких вам бездушных машин-убийц. Роботы Азимова гуманнее человека, они преданные, верные, умные, честные, добрые создания. Дело в том, что в них заложена программа – Законы роботехники, главный из которых – робот не может причинить вред человеку. Если кто-то следует Законам, то он "или робот, или очень хороший человек"…
"Двухсотлетний человек" - так называется и роман Айзека Азимова, и снятый по мотивам романа фильм Криса Коламбуса. Эта история об уникальном роботе Эндрю, роботе-гении, способном на творчество. И этот идеальный бессмертный робот, которого в фильме исполняет Робин Уильямс, сознательно принимает все, присущее живому – от свободы до неизбежности смерти. Принимает все, чтобы стать человеком.
Но и сам мир не всегда готов принять создание, подобное Эндрю. Сколько потребуется усилий для того, чтобы тебя просто признали человеком – равным, свободным, существующим. Для этого нужно становится лучшим и бОльшим человеком, чем сам человек. Ведь одна из основных проблем нашей истории – в сложности признать право на существование того, кто отличается от тебя. Этому надо учиться, к этому надо привыкать.
Цитата:
- Нельзя вкладывать свои эмоции в машину.
- Похоже, это наследственное.
Еще один особенный робот – Санни из фильма "Я, робот". Санни уникален тем, что в него не заложена готовая программа. Он может анализировать, выбирать, действовать вопреки, не подчиняться приказам. Все это делает его равным человеку.
"Когда схема, дающая способность к восприятию, превращается в сознание?" – не думаю, что здесь речь идет только и столько о роботах. Где заканчивается программа и начинается индивидуальность? Где заканчивается соответствие общепринятому и начинается личный выбор? Где заканчивается робот и начинается человек?
Запрограммированый на любовь
Фильм "Искусственный разум" Стивена Спилберга ставит неутешительный диагноз всему человечеству. Люди смогли научить робота-мальчика Дэвида любить, а вот полюбить его в ответ не сумели. Люди не нашло места в своем мире для ими же созданных роботов. И мир изменился, за главных остались роботы.
В кино известен еще один образ робота-мальчика, только совсем другой. Никаких проводов, торчащих из тела, никаких сложных механизмов, никакого киберпанка. Обычная школа, окруженная зелеными деревьями, обычный двоечник Сыроежкин и необычный Электроник. У советского кинематографа даже о роботах получился на удивление светлый фильм.
"Приключения Электроника" - фильм, отвечающий на вопрос, что значит "быть человеком", в данном случае – подрастающим человеком. Успешно выполнять возложенную на тебя в соответствии с возрастом функцию – отлично успевать по всем школьным предметам, делать уроки, помогать родителям? Но со всем этим гораздо удачнее может справиться робот. Или уметь смеяться, плакать, любить, и да – быть в чем-то не таким уж и идеальным?
Бендер: Уж такой я плохой!
А еще человеку свойственно чувство юмора и самоирония, настоящий человек – не идеален, он может ошибиться, может сглупить – даже намеренно и с удовольствием. Наилучшим образом совместил все эти качества андроид из сатирического мультсериала "Футурама". Бендер Родригес – робот со сложным характером. Робот-отморозок, которому ничто человеческое не чуждо.
Цитата:
- Славное выдалось приключение. Я бросил колледж, вступил в банду, занимал деньги у барыг и закрутился в водовороте отчаяния, наркомании и дешевой проституции.
Бендер с сигарой в зубах, Бендер-трус, Бендер с манией величия, со шлюхами и блек-джеком или Бендер, ударившийся в религию. Его, однако, тоже беспокоит вопрос свободы воли. Если роботы Азимова – идеализированное зеркало для человека, то Бендер – кривое. Посмотрите в него и ужаснитесь или улыбнитесь, а можно и то, и другое.
Придумывая роботов, фантасты пытались понять людей. Металлическая голова и глаза андроида понадобились, чтобы глубже всмотреться в человека. Умение отразить под определенным углом реальность и делает фантастику настоящей литературой.
Но сегодня роботами занимаются не фантасты и сказочники, сегодня их вполне успешно создают ученые. Получатся ли у этих товарищей такие же человечные персонажи? Скоро узнаем.
Другие статьи автора: |
---|
20.10.2013 Практическая магия на все случаи жизни |
27.09.2013 Страсти Дон Жуана: все мужчины смотрят порно |
19.09.2013 Джобс: ЛСД меняет мир |
31.08.2013 Во всем виноваты плохие училки |
25.08.2013 Ангелы есть. Это догма |
27.07.2013 "Однажды в сказке": переполох в пряничном домике |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 28237 | комментариев:37
Mezze: 28.04.2013 17:52
Адептус механикус одобряет омашиненых человеков, но не одобряет очеловеченных машин, по вполне очевидным причинам. Есть ли смысл делать роботов? Не думаю. А вот киборгов можно и настругать, они полезные.
honda_fit: 28.04.2013 19:53
роботы может и заменят человека во всем, но только гамно человечество роботам не доверит - это человеческий приоритет....
LS200: 29.04.2013 08:15
Из всех этих фильмов смотрел только "Я, робот" и, конечно, "Электроника".
Ну поглядим, чего нам посоветовал Сергей Прохоров
Сергей Прохоров: 29.04.2013 11:54
посмотрите. сначала "Бегущего по лезвию", а потом "Призрак в доспехах" и сразу станет ясно, как возникла "Матрица":) а мне понравился лиричный "Двухсотлетний человек". ну, и Бендер, конечно, неподражаем))
Сергей Прохоров: 29.04.2013 11:58
Сергей Прохоров: 29.04.2013 12:01
Страницы: 1234 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.