Культовый советский фильм "Курьер" Карена Шахназарова оказался пророческим.
Карен Шахназаров снял по собственной повести фильм "Курьер" в 1986 году. Молодежь зачитывалась повестью, а потом валом валила в кино, потому что повеяло там живым словом, живым чувством, живым юмором, всем тем, что советское искусство как-то поутратило. В уходящую эпоху прежние идеалы подгнили, а новые не появились. Как явствует из фильма, с идеалами вообще проблема. Вскоре все ломанутся воровать, разбойничать, разрушать, митинговать; кинематограф скатится в ту же колею, а пока прислушивались, принюхивались, приглядывались, чем же можно поживиться, на какой волне выплыть. Такие, каким получился Иван Мирошников у Федора Дунаевского,- смеялись, усмехались и насмешничали, производя впечатление свободных и независимых ребят, которым все нипочем.
Перестройка, ускорение, консенсус и прочие горбачевские фишки нисколько не затронули воображения пофигиста Ивана Мирошникова. У него врожденная идиосинкразия на фальшь, исходящую от всех этих официальных лозунгов, деклараций и призывов, на демагогию взрослых, которые добиваются от своих детей правильных слов, не позволяя оставаться самими собой.
С каким упоением, с какой безоглядностью и самозабвением Ваня с Катей барабанят по клавишам и мекают козлом! Даже полоумная бабуся не удержалась, стала притопывать, приноравливаться к какофонии, одновременно изображая негодование и осуждение. Вот когда они предельно искренни – нормальные здоровые дети, правда, пока не понимающие, куда им расти. А хотите правильного мальчика? Получите и отстаньте. Невероятно фальшивя, зато в приличным костюме, с послушным лицом, сверхсерьезно и по-комсомольски торжественно Иван Мирошников исполняет алябьевского "Соловья", и на этом фоне шаловливая тетенька-певунья, подвывающая "а-а" точь-в точь как сестры Лисициан, выглядит разевающей рот восковой куклой. С таким же видом, без тени улыбки, Иван импровизирует несусветные розыгрыши. Циничная правда навроде "мать сказала, иди в ПТУ, там мальчиков дефицит, может, примут. Не хотелось с ней спорить" - из той же оперы, что и байки про зону, происхождение, катино интересное положение. Все лучше, чем навязываемая взрослыми пресная, предсказуемая, зарегламентированная реальность.
Вот и замутила с ним профессорская дочка Катя, образцовая студентка, умница-красавица – ей показалось, что с этим парнем прикольно. То есть за ним есть куда пойти, что его поясничанье и фантазерство – отличная альтернатива родительским нравоуцчениям. Она и на чердак "делать детей" отправилась с ним, конечно же, не потому, что предки поверили в несуществующую беременность и деваться уже некуда. Просто надо же как-то заполнить вакуум, разнообразить отношения, раскрасить события, внести пиканстность и драйв, чем-то заниматься, в конце концов. Но наш Иванушка-дурачок ничего не умеет: ни брейк-данс танцевать, ни детей делать. И когда надежда осмыслить свою жизнь с помощью Ивана Мирошникова приказала долго жить, вылезли на свет божий модная машина, развивающийся шарфик, собачка на заднем сидении – тот самый идеал, с которым мы и идем по жизни сегодня. Шахназаров предсказал нам нашу уютненько-гламурненькую будущность.
Чем смешнее ситуации, спровоцированные Иваном, тем острее тоска от того, что за этим юморком ничего нет, что жизнь, по сути, была и остается бессмысленной. Она состоит из готовых клише, которые можно спародировать, но не более того. Монолог Басилашвили вошел в анналы! Профессор кипятится: "Я, мы, наше поколение, хочет знать, для кого мы жили и боролись, в чьи руки …". Вообще-то это строчка из песни "Поколение" рок-группы "Девять": "Мы хотим знать, в чьи руки попадет возведенное нами здание", и тем она нелепее в профессорских устах. Папаша, ты разве не понимаешь, что не воздвиг никакого здания? Так что передать в руки нового поколения абсолютно нечего.
Папаши и мамаши тоже не умели делать детей. "Не умели" - в смысле делать-то делали, но плохо. Вот дети и выросли с пустыми душами и ветром в голове. Это мы с вами.
Напоминаем, что конкурс MORSa ждет своих участников! Следите за грамотностью представленных на конкурс работ - они не вычитываются!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8980 | комментариев:2
Бухарин: 15.08.2013 00:15
Да прочитал и задумался, а сейчас фальши во взаимоотношениях стало меньше? По моему нет, она конечно стала другой! Но мы также говорим зачастую то, что от нас хочет услышать начальство, нам трудно идти против давления общественного мнения, как порой бывает трудно сказать, что-то против того мнения, которое господствует в нашем трудовом коллективе! Но это по мелочам. А разве меньше стало лицемерия между гражданами и государством? Да пожалуй, значительно больше, государство как бы декларирует одни моральные принципы, социального партнерства, равенство возможностей, свободу слова, право на жилье, работу, ну и все прочие права описанные в Конституции, а фактически, предоставляет гражданам лишь одно право, самим решать свои проблемы. И если говорить честно, то тогда очень многие искренне верили в идеалы коммунизма, и государство, в общем, то не обманывало, и что декларировало то пыталось и сделать, ну получалось не все сразу и не всегда, потому как сделать хотелось как можно быстрее, но люди меняются не сразу, были и те, кто паразитировал на идеалах! Фильм как раз о тех, кто на таких идеалах паразитировал, а юношеский максимализм, который бунтует против взрослого конформизма, есть естественное условие развития человечества. Это и хиппи, панкии раньше, это готы, эмо другие молодежные течения которые сейчас, ну и что? Почти все перебесятся и стакнутся с проблемой бунта своих собственных детей против их миропонимания. Круг замкнулся!
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.