Командировочные просыпаются в гостинице с похмелья... Этот уморительный анекдот из той же области, что и "Приезжает муж из командировки…".
Идеальный сюжет для антрепризы, чей зритель по собственному опыту знает, как тяжко, когда душа горит, а денег на бухло взять негде. Хоть на весь мир кричи: "Дайте сто рублей!". Из пересохших глоток командировочных и раздается этот нечеловеческий вопль, способный разбудить мертвого. Приходит к ним не мертвец, а хуже – ангел. Извлекает из портфеля деньги дружелюбно, бескорыстно и безвозмездно. Ваши действия?
Пьеса Александра Вампилова "Провинциальные анекдоты" состоит из двух одноактовок, объединенных общим местом действия - гостиничным номером с его замкнутым пространством, в котором происходят парадоксальные вещи. Режиссеров больше привлекает первая пьеса, - полвека "Двадцать минут с ангелом" идут на российских подмостках, а известный фильм, снятый в 1996-м году Валерием Фокиным со звездным составом ( Табаков, Миронов, Машков) и вовсе убедил, что эта история вечная, можно сказать, мифическая.
В Новосибирске тоже имеется звездный состав: Гудков, Овечкин, Находкин, Сарычев, Поляков. Молодежь их знает по "Первому театру", чья немногочисленная труппа одного с ней возраста, одного взгляда на мир. Никита Сарычев из "Глобуса" и Павел Поляков из "Красного факела" в одной связке с первачами. Связка потешает публику в кабаре-кафе "Бродячая собака" в составе стеб-арт-студии "Ха!Мы!". "Камеди-клабы" и "Шестые кадры" отдыхают в бессрочном отпуске.
Руководитель PR-группы "Гамма" Анастасия Журавлева уже несколько лет продюссирует "Хамов" и вот сделала ставку на новую постановку с ними для широкой аудитории. Премьера "Двадцать минут с ангелом" состоялась к 75-летию со дня рождения Александра Вампилова и почти год идет в Доме актера. В то время как театры Новосибирска только готовятся открыть сезон, "Гамма" собрала аншлаг в конце августа, что еще раз подтверждает счастливую прокатную судьбу вампиловской комедии. Спектакль будет идти даже не смотря на отъезд в Москву стремительно набирающего популярность Виталия Гудкова. По словам Анастасии Журавлевой, ввод в "Двадцать минут с ангелом" другого исполнителя нецелесообразен. Режиссер спектакля "Отцы и сыновья" Александр Баргман тоже никого, кроме Гудкова, не мыслит в роли Базарова. На сегодняшний день и "Гамма", и "Красный факел" готовы оплачивать его перелет из Москвы. Этот факт только подхлестывает зрительский интерес.
Впрочем, аншлаг – явление для антрепризы обычное, иначе не было бы антрепризы. Потому и плодятся антрепризные спектакли, что быстро окупаются при минимальных физических и душевных затратах. В Новосибирске не счесть антреприз, заточенных под развлекаловку: "Заводной апельсин", "Актерское созвездие", "Сибирский театр сатиры", "Актерская антреприза", "Антреприза актеров Новосибирска", многие разовые актерские проекты. Отличительные особенности типичного антрепризного спектакля таковы:
- низкобюджетный проект;
- неприхотливая (низкопробная) комедия-однодневка на двух-пятерых актеров;
- простые декорации или всего лишь намек на них;
- постановщиками выступают сами актеры, экономя на режиссере, художнике и других специалистах;
- продолжительность спектакля – не более полутора часов без антракта.
Глупые диалоги, шуточки ниже пояса, непроработанные образы, убогость мысли идеально отвечают нашим культурным потребностям. Актер, с одной стороны, сетует, что публика тупа и неразвита, а с другой, кормится именно за счет этих качеств публики. В результате и волки сыты, и овцы целы.
Мотивы постановки антрепризного спектакля могут быть, конечно, не только меркантильные. Допустим, актеры маются нереализованностью. Мечтают воплотить давнюю идею-фикс, а в родном театре их не понимают. Сколотили команду, объединенную общей целью. Так, первую антрепризу в Новосибирске создал в 1997 году Алексей Серов после насильственного увольнения из театра "Красный факел" за неподчинение директору. Вскоре появился "Заводной апельсин", которому было тесно в рамках того же "Красного факела". Ну и так далее. Осмелимся предположить, что типичный антрепризный продукт "Двадцать минут с ангелом" стоит где-то посредине между антрепризой творческой и антрепризой откровенно коммерческой.
Во-первых, выбрана пьеса автора, чье имя давно вошло в антологию советской драматургии. Во-вторых, над спектаклем работали не только актеры, но и режиссер Павел Южаков и художник Николай Чернышев. В третьих, что самое главное, актеры существуют искренне, подлинно, живо, все, что они делают под несмолкаемый хохот зала, по-настоящему смешно, в их игре присутствуют вкус и чувство меры.
Пьяный персонаж дает больше свободы актерской фантазии, чем трезвый, согласитесь! Сушняк завершился счастливой выпивкой на троих и перешел в новую стадию запоя, после первой же рюмки отлегло от души, завязались оживленная русская беседа и крепкая русская дружба, одним словом, жизнь наладилась. А ангел, интерес к которому был резко утрачен с первым глотком, незаметно исчез – шагнул в окно и растворился в небесной сини. Намекнув, что в ангелов надо верить, и тогда они станут появляться чаще. Ага, и приносить деньги страдающим алкашам. Впрочем, никаких таких особых намеков, как и подводных камней, спектакль "Двадцать минут с ангелом" не содержит, при всех своих достоинствах не выходя за рамки антрепризного проекта.
Кажется, режиссер лишь обозначил узловые моменты действия, не проработав частности и детали. Например, не определил свои взаимоотношения со временем и эпохой. Песни середины прошлого века, льющиеся из допотопного радиоприемника, и почтовая телеграмма сосуществуют рядом с мобильным телефоном и суммой в сто тысяч, щедро отваливаемой гостем в современном костюме, но при советских времен портфеле. Из пьесы вымарана парочка персонажей – для антрепризы их было бы слишком много. И, собственно, кто такой этот ангел, зачем он приходил, что изменил в жизни героев? Но зрителя не заботят лишние вопросы. Зритель пришел развлечься – и получил то, что ожидал. Нет никакого смысла давать что-то сверх нормы. Иначе получится ангел, который хотел как лучше, но получил по башке за свою же щедрость.
Другие статьи автора: |
---|
27.02.2016 «Комната»: побег в открытый космос |
04.02.2016 Кехман виноват в том, что забыл накрыть поляну |
28.01.2016 «Девушка из Дании»: я трансгендер, и горжусь этим! |
20.12.2015 «Млечный путь»: граната взорвалась |
25.05.2015 Мария Шумакова: «Обнаженное тело прекрасно!» |
23.05.2015 «Сладкая жизнь»: в зеркале желания |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9103 | комментариев:1