13 января, в День российской печати, MORS решил проследить, как изменялся в кино образ второй древнейшей профессии.
От представителя четвертой власти журналист скатился в клоаку гадких интриг. Кто его туда скатил? Посмотрим на экран.
Золотой век, золотое перо
Юрий Алябьев – идеал журналиста. Обозреватель международного отдела московской газеты, морально безупречный, профессионально неподкупный. В заграничной командировке от души хвалит советский образ жизни, спешит вернуться домой, берет замуж девушку из народа.
Цитата
- Вот чему мы должны учиться у американцев: умению знакомиться с людьми.
- Да, мы самые застенчивые журналисты в мире.
Полюбуйтесь, какими мы были и какими стали!– так и хочется возопить после фильма Сергея Герасимова "Журналист". Но давайте не будем вопить, а учтем, что он снят совсем в другую эпоху – в 1967 году. Искусство соцреализма рисовало любое явление, любой характер в соответствии с идеологическими канонами. В действительности же советский журналист был "подручным нашей партии" (как окрестил его Хрущев) в такой же мере, как сегодняшний является рабом денег.
В недавней "Оттепели" Петра Тодоровского суть прессы показана в нескольких штрихах. На дворе 1961-й год: в "Правде" состряпали статью "Трус хуже предателя". До сего момента коллектив, как ни в чем не бывало, пил, гулял и работал с "трусом", но печатное слово открыло коллективу глаза. "Это ж газета! – на голубом глазу толковали лишенные самостоятельных суждений советские читатели. – В газете зря не напишут!".
Вплоть до 90-х журналисты "зря не писали", оставаясь винтиками советской системы. После 90-х они стали винтиками системы капиталистической. Суть осталась прежней, изменились лишь проявления сути. Но был еще и переходный этап.
Над пропастью без лжи?
Лихие 90-е вогнали страну в ступор, но журналистика пережила кратковременный расцвет. Наступившая свобода слова позволила не оглядываться на хозяев и писать о том, что, по Чехову, "свободно льется из твоей души". Из души что только ни лилось, но лучшие российские журналисты сформировались именно тогда.
В убойном "Бандитском Петербурге" Владимира Бортко миру явился журналист нового поколения – Андрей Обнорский. Криминальный репортер, он рисковал жизнью, терял друзей, спасал товарищей, от горя бросался в запой. Это вам не лощеный Юрий Алябьев – это обветренный, огрубевший, заматеревший мужик, которому очень скоро предстоит решать, ходить по лезвию ножа или ходить в шоколаде, подчиниться или отказаться, остаться в профессии или остаться самим собой.
Сомнения и растерянность нулевых аккумулировал Саша Гурьев в драме Филиппа Янковского "В движении". Журналист сразу нескольких успешных изданий, он чувствовал бессмысленность своих действий, но не понимал, что происходит с ним и со временем. Нормальный парень, на работе он превращался в борзописца, которому ничего не стоило взять интервью у мертвеца с Ваганьковского кладбища. Вернее, стоило. Саше Гурьеву платили хорошие деньги. Мужик должен уметь зарабатывать. Значит, надо изворачиваться так, чтобы пипл схавал. Франсис Вебер в комедии "Игрушка" предсказал эту новую взаимосвязь журналист-читатель еще в далеком 1976 году. Новостник-профи Франсуа Перрен с ужасом осознал, что теперь в ходу умение не столько писать, сколько угождать. Чувство собственного достоинства оказалось у него сильнее карьерных амбиций. Увы, герои Пьера Ришара всегда были белыми воронами.
Цитата:
- Журналиста покупают, как игрушку. Что творится?
Ситуация "Игрушки" не скоро еще станет повсеместной. В кинематографе конца 90-х журналистов еще не наказывали за непокорность. Молодого репортера, стремительно делавшего карьеру в солидном журнале "New Republik, беспощадно уволили за фальсификацию фактов. Билли Рэй снял "Аферу Стивена Гласса" в 2003-м, когда, постепенно стало ясно, насколько герой опередил свое время. Но в том же 1998-м зарождающийся механизм производства сенсации американцы перенесли на русскую почву. "Стрингер" Павла Павликовского: начинающий охотник за горячими новостями принес в американский корпункт в Москве сюжет о дне ВДВ со случайно взорванной гранатой. Маститые телевизионщики скроили новость по принципу псевдоаналитики: "Россия стоит на пороге гражданской войны". Новичку было у кого учиться.
Цитата:
- В него всего лишь стреляли? Это уже никому неинтересно. Он будет представлять интерес, только если его убьют.
Кушать подано!
На исходе нулевых портрет журналиста обрел законченные черты: выскочка, хам, дилетант, мальчик на подхвате, который скачет по верхам, не обременяя себя мало-мальски серьезной мыслью. Такие кочуют из фильма в фильм, особо друг от друга не отличаясь. В комедии Антона Бормаева "Zолушка" 2012-го года привлекательных персонажей нет вообще, а наиболее отталкивающими выглядят представители СМИ. ЖП "Желтый press" (внешне похожий на журнал "Телесемь") олицетворяет всю отечественную макулатуру. Гвоздь очередного номера – голая, простите, задница педиковатого попсовика. Каковы запросы публики – такова и обложка. Удовольствия смотреть этот жирно намалеванный фильмец мало, но его афоризмы (браво сценаристам! - Дмитрию Зверькову и Максиму Туханину из Новосибирска!) дают исчерпывающее представление о том, что когда-то считалось профессией.
Цитата:
- Мы не энциклопедию тут пишем. Слух – и есть наш факт.
Цитата:
- Чем он может быть интересен нашему читателю? Выпуклый секс? Ночные оргии? Наркотики? Скандалы? Садизм? Ничего из этого списка он нам не предоставил. Серость.
Цитата:
- Правила такие. Мы догоняем как бы, они убегают как бы. Подают в суд на нас, шакалов, а сами удавятся, если эти шакалы не их голую задницу напечатают, а чью-то другую.
Журналисты ничем не хуже и не лучше других – врачей, юристов, артистов или попов. Каждый любыми способами стремится продать свой продукт. Просто журналисты больше других на виду. Они – пена, которая выступает над грязной водицей. Не будет грязи – не будет пены.
Другие статьи автора: |
---|
01.12.2015 Иван Усович: шутить можно про все |
23.02.2015 Все любят «Оскар»: кино и негры |
29.01.2015 «Weekend»: кошмар против эротики |
09.01.2015 Топ-7 приключенческих фильмов от Paramount Channel |
05.01.2015 Топ-7 самых спорных фильмов 2014 года |
31.12.2014 Самые ожидаемые кинопремьеры 2015 года: это просто фантастика! |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 15146 | комментариев:13
nifnif: 12.01.2014 23:04
с фильма "игрушка" наша нынешняя журналистика точная копия. без обид - ваша цитата: умение не столько писать, сколько угождать......... этим всё сказано... не знаю как где, но в Кемерово многие редакторы некоторые животрепещущие вопросы даже не пытаются печатать, чтоб хан не расстроился... их понять можно - своя рубашка ближе к телу...но тогда это НЕ ЖУРНАЛИСТИКА, а .............муйня на ровном месте...
СветланаФролова: 12.01.2014 23:08
Mezze: 13.01.2014 19:46
Решил посмотреть что "животрепещущего" есть в Кемерово... не плохо так настроение себя поднял, особенно фактом с котом.
СветланаФролова: 13.01.2014 22:07
Диза: 13.01.2014 22:10
Сегодняшние "журналисты" (в массе) просто по инерции люди, вообще-то их уже можно заменять роботами-агрегаторами. Но это, пожалуй, явление переходного периода. Со временем, думаю, будет востребован настоящий серьезный подход с аналитикой, исследованием, репортажем, хорошим авторским текстом. И тогда опять профессия журналиста будет пользоваться уважением в обществе.
СветланаФролова: 13.01.2014 22:53
Диза: 14.01.2014 12:07
СветланаФролова: 14.01.2014 12:47
Диза: 14.01.2014 19:41
Страницы: 12 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.