В канун 8 марта одна приличная семейка разыграла ситком о любви друг к другу, пометив свои откровения 18+.
На большой сцене новосибирского театра «Красный факел» сделали выгородку и разместили там зрителей. Актеры возлегают у их ног с принадлежностями для пикника, который мать семейства устроила не выходя из дома, под замком, чтобы никто не сбежал на волю. И все бы хорошо, но Мама заявила, что отныне членом не только пикника, но и семьи станет обездоленная крыса Милли, извлеченная ею, Мамой, из канализации.
Пьеса Гуниллы Боэтиус «Женщина, которая вышла замуж за индюка» напечатана в сборнике для детей. В нижегородском ТЮЗе, например, ее и ставили для молодежной аудитории – в целях затеять серьезный разговор о проблемах семьи и брака. «Эта шведская пьеса – все что угодно, но только не новое слово в детском театре, который переваривал и не таких новаторов», - написал об этом критик Павел Руднев. Режиссер «Красного факела» Анна Морозова сделала из детской пьесы ситком в двух актах для зрителей 18+. Для начала вычеркнула слишком уж сказочные детали - как папаша дует в пылесосный шланг, а дочка спит в пианино. И оставила самые острые моменты абсурда, подчеркивающие ненормальность обычных повседневных ситуаций. А в самом начале (возможно, для проверки на идиосинкразию) театр показал картинку из рекламного ролика: приклеенные улыбки, фальшивые голоса, картонное благополучие. Нудный закадровый голос извещает: исполнительный директор… продюсер… серия первая… серия вторая. Регулярно включается фонограмма закадрового смеха.
Поначалу все это безумно раздражает. В самое время выйти замуж за индюка и клевать зерна в хлеву. Но какими-то десятыми планами актеры намекают, что это провокация. Постепенно ситком переплавляется в родной русский психологический театр, где ни у кого нет – бог с ним, с правом быть услышанным, это в нашем мире даже уже и норма – права оставаться самим собой.
Мама заставляет домочадцев быть счастливыми. С благочестивой улыбкой раздает своим мужчинам приличные шляпы для службы, устраивает домашние праздники с пирогами и фейерверками – и запирает дверь на ключ. В картонных декорациях квартиры (художник Анна Полякова) жизнь невозможна, но для Мамы главное – ее глянцевое подобие. Пышная накрахмаленная юбка прекрасно гармонирует с выражением лица – отрешенно-счастливым, отрепетированно-показным, с красиво раскрашенными кукольными глазками. Домочадцы каждый свой день превращают в бунт, но Мама делает вид, что это всего лишь шалости, если они не нарушают обычного хода вещей. Ну а уж если нарушат, она беспристрастно прикажет: «Уходи».
А пока дочка Юа (Линда Ахметзянова), упивающаяся несчастной любовью к мужчине с тюльпанами, с остервенелым вдохновением перечеркивает черным фломастером белизну квартиры – будто ножом полосует пол и стены. Ее братец Харальд (Алексей Межов), нацепивший на макушку длинные бумажные уши, уносится в лес, где только и может быть хорошо зайцу. Папа (Владимир Лемешонок) сносит испытание семьей, закрывшись газетой, но обездоленная крыса Милли становится пределом его смирения. Папа совершает великий подвиг личности – давит крысу, вкладывая в акт самоутверждения все накопленные за годы тирании силы.
Крысу Милли играет особо обученная серая мышь (кстати, очень обаятельное существо, непринужденно шныряющее по клетке). Остальных животных, претендующих на людей (или людей, близких к животным) играют актеры. В пьесе индюк Роберт на индюка и похож, он бегает, кудахчет и трясется. А в спектакле индюк ближе прочих к человеческому обличью. Раз за разом Роберт простодушно повторяет: «Я человек, у меня и справка есть», внося момент комизма в это отлаженное шоу. Персонаж Павла Полякова не может не быть сексуальным (недаром поклонницы навесили на него ярлык секс-символа) - сексуальность в Роберте припорошена робостью, как у гостя, пришедшего в чужой дом и готового принять его законы. Но законы цирковой арены для чистой души непостижимы. Роберт поступает так, как мечтала бы каждая женщина, особенно в канун 8 марта. Но Юа-то думает, что вышла замуж за индюка. Юа упорно страдает по выдуманному идолу с его треклятыми тюльпанами – и не видит, что настоящий мужчина здесь, рядом. В этом и заключается самая драматичная линия спектакля, который притворялся ситкомом, а оказался пронзительной историей о нелюбви.
Таким, как Роберт, нет места среди нынешних людей. Именно ему Мама скажет «Уходи». Вслед за Робертом отправится Папа. Затем из квартиры вынесут мебель, и она станет тем, чем и была все это время, но маскировалась под семейное гнездышко. В душе зияла бы черная дыра от очередной безысходной правды, но Елена Жданова напомнила о своих прежних героинях – женщинах с глазами, похожими на звезды. Мама тоже когда-то была юной и тоже пыталась любить. А потом испугалась и, «вместо того, чтобы любить одного… когда все силы уходят в страх и отчаяние… решила сама определить свою жизнь, разделить свою любовь на несколько человек: на тебя, Харальда, Папу, а также на Роберта, Милли и других одиноких существ». Вот и «определила свою жизнь» – как образцово-показательное выступление перед телекамерами. Они будут плакать, сидя на полу, Мама и Юа, и жевать тюльпаны, а потом будут смеяться, и проклюнется надежда, что у людей еще не все потеряно.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8073 | комментариев:0