«Пятьдесят оттенков свободы», завершающая часть франшизы, основанной на эротических романах Эрики Леонард Джеймс, в феврале вышла в прокат. Сюжет повествует о любовных похождениях миллиардера Кристиана Грея и студентки Анастейши Стил. Режиссер Джеймс Фоули попытался внести в третий фильм напряжение, однако на выходе зрителей ждет лубочная БДСМ-сказка.
Главные герои саги, которых играют Дакота Джонсон и Джейми Дорнан, после свадьбы устраивают медовый месяц и отправляются в путешествие, не забывая про игры с наручниками и хлыстами. Однако вскоре сексуальную идиллию нарушает мстительный протагонист, который начинает охотиться за героями.
Эротическая франшиза представляет трилогию — третьей части предшествовали «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее». При этом первая часть удостоилась антипремии «Золотая малина» как худший фильм 2015 года. Однако фильмы становились лидерами проката — предыдущие части собрали в мире почти миллиард долларов.
Успех фанфиков Эрики Леонард Джеймс на тему «Сумерек» базировался на преданной женской аудитории, которая с удовольствием наблюдала за историей «серой мышки», которая неожиданно становится подругой эксцентричного миллиардера. К тому же в произведения затрагивались будоражащие сексуальные темы мазохизма и садизма.
Экранизации романов можно назвать эротикой для нового поколения — фильмы намеренно манипулируют поклонниками первоисточника и зрителями, превращаясь то в очевидную иллюстрацию на «Сумерки», то маскируясь под детективный триллер.
Третья часть цикла «50» — «Пятьдесят оттенков свободы» — последовательно переходит от гипертрофированных сексуальных проблем героев к теме семейных ценностей, что заметно уже по начальным сценам фильма. При этом одновременно авторы решили разбавить мелодраму элементами комедии и триллера.
Примечательно, что съемки третьей части проходили одновременно с работой над вторым фильмом — так создатели старались получить неразрывное сюжетное повествование. С этим у них действительно проблем нет — Дакота Джонсон призналась журналистам, что история набирает к финалу драматизм.
Критики подметили, что в заключительном фильме трилогии в сексуальных отношениях героев впервые появилась самоирония, однако подача материала осталась заурядной и вряд ли интересной для искушенной публики, оставаясь продуктом исключительно для фанатов Эрики Леонард Джеймс.
«Пятьдесят оттенков свободы» по атмосфере и подаче не сильно далеко отошли от второй серии, несмотря на усилия актеров и режиссера. За нереалистичными репликами и поступками героев скрывается привычная безосновательность конфликта, и даже остросюжетные сцены со смехотворными погонями и похищениями не вытаскивают ленту на уровень триллера.
Что касается эротики, то Дакота Джонсон призналась, что откровенные сцены снимались тяжело. Надо признать, что в третьей части обнаженных тел стало еще больше. Впрочем, у актрисы на съемочной площадке сложились теплые отношения с Джейми Дорнаном, поэтому на экране их дуэт выглядит вполне органично.
Еще один очевидный плюс фильма — красивая операторская работа. Главные герои перемещаются между живописными локациями — солнечным пляжем, ночным Лувром, покоями Людовика XV, роскошными домами с множеством атрибутов богатой жизни. Все это сопровождается музыкой Дэнни Элфмана.
Как и обещал трейлер к «50 оттенков свободы», это пример плохого фильма. Который, однако, имеет множество поклонников и собирает приличную кассу. Штампы, картонные герои, наигранность, невероятные сюжетные повороты — все это присутствует с избытком. Несмотря на все минусы, сама история настолько завораживающе действует на зрительниц, что те выходят из кинозала довольными.
Сага завершается счастливым финалом и мы, наконец, понимаем ее жанр — это сказка для повзрослевших девушек. Вставленное ради пущей экстравагантности порно с БДСМ исподволь побеждают заурядные семейные отношения, а современная Золушка грезит встретить своего Кристиана Грея.