Студия Marvel завершает третью фазу своей киновселенной новыми приключениями героя в красно-синем трико — на экраны кинотеатров выходит «Человек-паук: Вдали от дома». После эпичного «Финала» лента Джона Уоттса автоматически оказалась в центре внимания, ведь вся эта история с Таносом и Камнями бесконечности грозилась разделить десятилетнюю франшизу на «до» и «после». И честь стать первым в дивном новом мире без Мстителей выпала именно Паучку.
Премьера в России: 4 июля 2019 годаЩелчок пальцами Тони Старка вернул из небытия всех обращенных в прах людей, включая юного протеже Железного человека. В отсутствовавшем по объективным причинам пять лет Человеке-пауке теперь видят непосредственного преемника Старка, но сам дружелюбный сосед сомневается, что готов к такой большой ответственности.
Куда сильнее, чем очередное спасение мира, Паркера занимает общение со своими сверстниками, большая часть которых, на его удачу, также испарились в «Войне бесконечности» и вернулись в «Финале». Тем более, обстоятельства для этого складываются подходящие: Питер, его лучший друг Нед, его романтический интерес Мишель (она же ЭмДжей), задира Флэш Томпсон и их одноклассники отправляются на каникулы в Европу.
Понимая, что одному справиться с монстрами для Питера будет проблематично, Фьюри подряжает ему в напарники некоего Мистерио — таинственного героя, выглядящего как помесь Тора и Доктора Стрэйнджа и утверждающего, что он тоже прибыл на Землю из параллельного измерения.
Так что теперь Пауку предстоит смириться с потерей наставника, сработаться с новым боевым товарищем, разобраться с Элементалями, набраться смелости, чтобы признаться в своих чувствах ЭмДжей, и попутно постараться не раскрыть тайну своей личности.
Несмотря на культовость персонажа и успех «Возвращения домой» два года назад, лазающий по стенам парнишка в рамках киновселенной Marvel до недавнего времени воспринимался в качестве запасного игрока, выдергиваемого со скамейки только по очень важным поводам. Но его участие в двух последних «Мстителях», а также последовавшие за «Финалом» кадровые перестановки постепенно выводят супергероя в высшую лигу, где ему самое место.
Даже при наличии сверхспособностей Паук остается самым приземленным и понятным супергероем со вполне человеческими и бытовыми заботами. Так что картину создатели определяют в первую очередь не как супергеройский эпос, а как молодежную комедию с элементами романтики и приключений. Даром, что у этого ромкома бюджет в 160 миллионов долларов, и он обильно сдобрен зрелищным экшеном и размашистыми спецэффектами.
Правда, наиболее сложные в производственном плане сцены снимались в громадном павильоне в Лондоне, которые усилиями художников-постановщиков и декораторов превращались в улицы и площади того или иного города.
Сценаристы новой части расширили роль Зендаи, играющей подругу Питера, ведь ЭмДжей теперь занимает в его жизни куда более важное место. Главным приобретением картины стал Джейк Джилленхол, который нечасто появляется в блокбастерах, предпочитая более серьезное кино. Но ему понравилось предложенное Marvel прочтение образа Мистерио, так что он в итоге согласился примерить шлем-аквариум и фиолетовый плащ.
Вокруг «Вдали от дома» витали определенные сомнения, основанные на небольшом прокатном окне между последними «Мстителями» и сольным проектом Человека-паука. Дескать, народ не успеет соскучиться, и это негативно скажется на оценках и сборах ленты. Но страхи оказались напрасными, кинокомикс успешно оправдал ожидания.
Средний балл нового «Человека-паука» на сайте Metacritic на текущий момент составляет 69% — рейтинг, сопоставимый с «Войной бесконечности» и «Первым мстителем: Другая война». Оценка на Rotten Tomatoes и вовсе достиг приличных 92%, что можно сравнить с показателями третьего «Тора».
Кассовые сборы не отстают. Оптимистичные прогнозы студии ведут ленту на 150 миллионов долларов за первую неделю проката в США. На втором по величине китайском кинорынке «Пауку» удалось заработать почти 100 миллионов за стартовый уик-энд, и на данный момент динамика сборов «Вдали от дома» превосходит не только первую часть, но и недавнего «Капитана Марвел».
Решение Marvel закрыть третью фазу (аналог сезона, если выражаться терминологией сериалов) фильмом про Человека-паука в итоге оказалось обоснованным. И франшизе, и ее зрителям на фоне недавних событий требовалась эмоциональная разрядка. Таковой в прошлом году после «Войны бесконечности» выступил второй «Человек-муравей», а в этот раз функцию своеобразного эпилога взял на себя Паук.
На смену пафосу и тяжеловесности «Финала» пришла беззаботность и легкость, а «Вдали от дома» стал вишенкой на торте — необязательным, но милым штрихом. И вот эта ненавязчивость оказывается одновременно и достоинством, и недостатком ленты. С одной стороны, все обещания авторов оказались правдой. Это действительно история о взрослении, которое всегда начинается так внезапно и приносит с собой кучу обязательств.
Заглавному герою все еще не хватает опыта — и супергеройского, и житейского, так что он одинаково неуклюже борется со злодеями и пытается ухаживать за своей дамой сердца, и вот эта простота и отсутствие даже намека на цинизм в нем и подкупают. Право слово: оставьте угрозы планетарного масштаба кому-то другому, дайте парню просто побыть собой — пусть ходит на дискотеки, делает уроки да раздает подзатыльники хулиганам у себя в Куинсе.
Умом все равно понимаешь, что здесь-то точно все закончится благополучно, и никто из хороших ребят серьезно не пострадает. Да и вообще, если Пауки Магуайра и Гарфилда могли надеяться исключительно на себя, то у героя Тома Холланда все еще есть наследие Тони Старка, к которому он может обратиться в любой момент, собрав себе новый костюм — еще технологичнее предыдущего.