Звонить в век цифровых технологий для многих стало моветоном. С тем, что голосовые звонки отвлекают и раздражают, можно поспорить. Но то, что общение в мессенджерах более эффективно — очевидно. Однако в деловой среде недопустим стиль, в котором мы привыкли общаться с друзьями в соцсетях. Но в то же время неуместен и стиль электронной почты. Как писать в WhatsApp или Telegram, чтобы правильно поняли и ответили?
Почему переписка? Если обратить внимание на описание моделей смартфонов на сайтах производителей или почитать обзоры, то вы не найдете характеристик звука при разговоре. Возможность голосового общения в нем — всего лишь дополнительная опция, уже далеко не самая важная…
Эти устройства ушли от идеи мобильной телефонной трубки и стали гораздо более функциональным средством коммуникации, хранения данных, фотоаппаратом и т.д. И вполне логично ожидать, что человек, имеющий смартфон, присутствует в WhatsApp, Facebook Messenger, Viber или Telegram. Или во всех популярных мессенджерах одновременно.
Если в случае с электронной почтой допустимо отвечать на письмо в течение трех дней (когда не содержится просьба ответить срочно), то в мессенджерах по неписаному правилу отвечают в течение текущего дня, а большинство — сразу или в течение двух-трех часов.
Далеко не все люди имеют привычку перезванивать, если не ответили. И тут мы в растерянности — продолжить названивать и продемонстрировать назойливость или ждать? А может, абонент вообще не желает разговаривать именно с нами или принципиально не отвечает неизвестным номерам… В случае с мессенджером можем точно знать — прочитано сообщение или нет. И, следовательно, точно понимать, если оно игнорируется специально.
Телефонный разговор — это необходимость уточнения о возможности разговаривать, необходимость подробного представления себя и еще более подробного представления сути вопроса. Часто после этого разговор завершается просьбой перезвонить позже или продолжается обсуждением дополнительных ненужных тем, если человек знаком. Все это потеря времени, причем для обеих сторон. Мессенджеры решают эту проблему.
В телефонном разговоре необходимо держать дистанцию и четко соблюдать субординацию. Общение в мессенджерах несколько сокращает дистанцию, позволяет более демократичную манеру, что несет для решения вопроса только пользу.
Смартфоны есть у всех, но освоили их не все. Есть люди, которые продолжают активно звонить и писать SMS, особенно представители старшего поколения. Поэтому, если общение началось с телефонной беседы, стоит уточнить: «Вам будет удобно продолжить общение в мессенджере? Каком? (Перечислите варианты)».
Если сразу решили атаковать перепиской, то обратите внимание, как давно человек был в сети. Возможно, он пользуется только компьютерными клиентами на работе или вообще не открывает приложения, и тогда ваше сообщение уйдет в никуда. То же касается выбора мессенджера — обратите внимание, где абонент более активен.
Мессенджеры подразумевают асинхронное общение. Но в отличие от электронной почты, отправлять сообщения в какое угодно время суток все же не следует. Многие на ночь кладут телефон рядом с подушкой и уведомление может разбудить. Учитывайте не только свое время, но и время в том регионе, где живет собеседник.
Многим более удобно надиктовывать сообщения, например, за рулем. Однако такой формат больше подходит для общения с близкими. Но даже с ними есть нюансы. Собеседник может оказаться на совещании, конференции, в общественном транспорте, где включать «голос» не сможет. Поэтому, если ответ нужен срочно, то больше шансов получить его на текстовое сообщение.
Корпоративные чаты бывают с разным количеством участников, созданные для локальных тем, или для обсуждения общих вопросов, с участием всех сотрудников, сотрудников отдела или какого-то звена руководителей. Это оптимизирует рабочие процессы, экономит время, сближает, помогает вовлечению сотрудников, позволяет подчиненным удобным способом обращаться к руководителям. Но и здесь есть свой этикет.